Нарциссические родители иногда воспитывают детей, пытаясь вырастить их «идеальными» личностями. Психоаналитик Джеральд Шоневульф рассказывает одну из таких историй.
Расскажу вам историю мальчика, из которого мама пыталась вырастить «маленького гения». Себя она тоже считала нераскрывшимся гением и была убеждена, что семья помешала в полной мере развиться ее интеллектуальным способностям.
Сына, Филипа, она родила поздно и с самого начала воспринимала ребенка как средство удовлетворения своих потребностей. Он был нужен, чтобы скрасить ее одиночество и доказать, что ее семья в ней ошибалась. Ей хотелось, чтобы мальчик боготворил ее, потрясающую мать, но главное – чтобы он вырос гением, продолжением ее собственной «гениальности».
С рождения она внушала Филипу, что он лучше своих сверстников – умнее, красивее и вообще «выше сортом». Она не разрешала ему играть с соседскими детьми, боясь, что они «испортят» его своими «низменными» увлечениями. Еще во время беременности она читала ему вслух и делала все, чтобы вырастить сына умным, не по годам развитым ребенком, который станет символом ее успеха. К трем годам он уже умел читать и писать.
В начальной школе он намного опережал других детей по уровню развития. Он «перескочил» через класс и стал любимчиком учителей. Филип далеко обошел одноклассников по успеваемости и, казалось, полностью оправдывал надежды матери. Однако дети в классе начали его третировать. В ответ на жалобы мать отвечала: «Они просто тебе завидуют. Не обращай на них внимания. Они тебя ненавидят, потому что хуже тебя во всем. Без них мир был бы лучше».
Все время учебы в средней школе мать полностью руководила Филипом. Если мальчик позволял себе усомниться в ее указаниях, его жестко наказывали. В классе он оставался изгоем, но объяснял это себе своим превосходством над одноклассниками.
Настоящие проблемы начались, когда Филип поступил в элитный колледж. Там он перестал выделяться на общем фоне: в колледже хватало умных студентов. К тому же он остался один, без постоянной маминой защиты. Он жил в общежитии с другими ребятами, которые считали его странным. Он больше не мог успокаивать себя тем, что ему просто завидуют: его успеваемость сильно упала, и завидовать теперь было нечему. Оказалось, что на самом деле его интеллект ниже среднего. Его хрупкая самооценка рушилась.
Оказалось, что между тем человеком, которым его учила быть мать, и реальным Филипом настоящая пропасть. Раньше он был круглым отличником, теперь же не смог сдать несколько предметов. Другие студенты насмехались над ним.
Он был в ярости: как смеют эти «ничтожества» смеяться над ним? Больше всего его задевали насмешки девушек. Он вырос вовсе не в красавца-гения, как говорила мама, – напротив, был низкорослым и непривлекательным, с коротким носом и маленькими глазами.
В отместку Филип начал устраивать однокурсникам пакости, врываться в комнаты к девушкам, однажды даже пробовал задушить одну из студенток. После нескольких подобных инцидентов он оказался в психиатрической больнице, где ему поставили диагноз «параноидная шизофрения». К тому времени у него появились бредовые идеи о том, что он не просто гений, но и обладает необычайными способностями: например, может убить человека на другом конце света силой мысли. Он был уверен, что в его мозге есть особые нейротрансмиттеры, которых нет ни у кого другого.
Через несколько лет пребывания в психиатрической клинике он достаточно хорошо научился притворяться здоровым и добился того, чтобы его выпустили. Но идти Филипу было некуда: когда он попал в больницу, его мать пришла в ярость, устроила скандал в администрации лечебницы и умерла там же от сердечного приступа.
Но даже оказавшись на улице, Филип продолжал считать себя выше других и верил, что только притворяется бездомным, чтобы скрыть от других свое превосходство и защититься от преследования. Он по-прежнему ненавидел весь этот мир, который отказывался признавать его гениальность.
Филип понадеялся, что она наконец-то окажется тем человеком, который оценит его гениальность
Как-то раз Филип спустился в метро. Его одежда была грязной, от него дурно пахло: он много недель не мылся. На краю платформы Филип увидел красивую молодую девушку. Поскольку она выглядела умной и милой, он понадеялся, что она наконец-то окажется тем человеком, который оценит его гениальность. Он подошел к ней и спросил время. Девушка бросила на него быстрый взгляд, оценила его отталкивающий вид и быстро отвернулась.
«Я ей омерзителен, – подумал Филип, – она такая же, как все!» Он вспомнил остальных девушек из колледжа, которые над ним смеялись, а на самом деле были недостойны даже находиться рядом с ним! Вспомнил слова матери о том, что мир был бы лучше без некоторых людей.
Когда поезд уже подходил к станции, Филип столкнул девушку на рельсы. Услышав ее душераздирающий крик, он ничего не почувствовал.
Leyla Əsədova
Psixologiya və Konsultasiya Mərkəzinin psixoloqu